Каждый человек, который считает себя достаточно религиозным, возмутится и не поверит этому. Но факт остается фактом. В этом городе в Средние Века действительно статую Девы Марии признали ведьмой и сожгли. Перед этим, статую пытались утопить, однако поскольку она была деревянной, то естественно, не утонула. Поэтому, иконоборцы признали статую ведьмой.
Такие дикие вещи происходили в 1524 году в Ливонии — исторической области Латвии и Эстонии, в городе Рига.
Иконоборцы
Иконоборцы появились на фоне реформаций, связанных с распространением протестантских идей. Реформация на прибалтийских территориях была в целом ориентирована на концепцию веры, разработанную Мартином Лютером.
Говоря о предыстории реформационного движения, надо признать, что среди рижан в XV столетии пользовались популярностью новаторские мировоззренческие установки, которые манифестировал видный чешский мыслитель Ян Гус; позже рижане зачитывались сочинениями голландского философа и гуманиста Эразма Роттердамского, так что идеологическая почва для восприятия протестантского учения была подготовлена.
К тому же в Риге и в Ревеле проживало большое число людей с высшим гуманитарным образованием, полученным в известных и статусных высших учебных заведениях Германии, Италии или Австрии; у многих бюргеров, выходцев из рыцарских фамилий, было теологическое и юридическое образование, так что они, будучи представителями региональной интеллектуальной элиты, могли и были способны принимать участие в продолжительных богословских спорах.
Проповедники
Первые проповедники, которые начали пропагандировать идеи Реформации в землях Ливонии, были Андреас Кнопкен, которого традиционно причисляют к зачинателям лютеранского «мирного» движения в Ливонии, и пастор Сильвестр Тегетмейер.
Известно, что Андреас Кнопкен, являясь капелланом церкви Петра, проявлял интерес к гуманистическим мировоззренческим принципам, что способствовало налаживанию им тесных контактов с Эразмом Ротердамским, с которым он вступил в переписку, восхищаясь его новаторским подходом. Вскоре Кнопкен отправился учиться в Германию, откуда вернулся уже преданным лютеранином. Через месяц после возвращения Андреаса Кнопкена его друг проповедник Сильвестр Тегетмейер был назначен учителем-пастором в Яковлевскую церковь (или Святого Иакова) в Риге.
Впоследствии именно Тегетмейер, активно разделявший соображения Кнопкена по вопросам лютеранской морали, в 1525 году, во время одного из ливонских ландтагов, привлёк к идеям Реформации представителей братства Черноголовых, которое пользовалось среди жителей Прибалтики авторитетом с давних пор.
Но последовавшие за сравнительно спокойной фазой разрушительные иконоборческие погромы и антикатолические беспорядки в Риге, Ревеле и Дорпате были спровоцированы радикальным проповедником из анабаптистких голландских кругов Мельхиором Гофманом, который, будучи не принятым в городах Германии, прибыл в Прибалтику с крайними взглядами на вопросы веротерпимости и религиозной толерантности.
В 1554 году, после продолжительных межконфессиональных споров и политических неурядиц, состоялся новый ландтаг, на котором была окончательно разрешена и закреплена свобода вероисповедания. Однако такая формулировка означала фактическую победу лютеранского движения. Из многих ливонских городов католические общины были изгнаны или существенно притеснены.
Церковное имущество католиков было присвоено самыми разными путями — в форме откровенного разграбления или документально оформленной конфискацией, которая означала вариант «мягкого» грабежа. В большом числе ливонских городов на длительный срок были запрещены католические богослужения.
Comments are closed.