Смутно знакомая фраза из детства «Смотри что скажут люди». Не «слушай», а именно «смотри». И вот ребенок из всех сил смотрит, пытается угадать и предсказать что именно скажут люди и что такого должен сделать или сказать он сам, чтобы точно не промахнуться. А если скажет не то, то заметит укоризненный взгляд мамы «Думать надо было прежде, чем сказать».
И вот он думает, думает, анализирует — а что, если он скажет так, а этак, а вот так? О, вот так отлично, работает. Люди, которые с детства привыкли «смотреть что скажут люди», очень умные. За счет того, что им приходится постоянно анализировать что стоит говорить, а что — нет, у них сильно развивается логическое мышление и социализация. Перлз называл таких людей «голова на тележке», я бы добавила «глазастая голова на тележке». Почему так — потому что тело, в котором живут чувства, не участвует в отношениях, оно превращается в «тележку», которая возит чувства, которые живут в голове. Они рассказывают о печали, о злости, о любви.
За счет того, что им с детства приходится быть понятными, уместными, любезными, эти люди предпочитают рассказывать о своих чувствах, чем проживать их. Это то самое явление когда лучшие аргументы приходят спустя два часа после спора. Когда вместо того, чтобы отвечать обидчику сразу, человек начинает перебирать лучшие варианты фраз: «А я бы ему так… А он мне тогда вот что.. А я ему..» И перебирает, перебирает эти варианты, открывает глаза — а там нет никого, ушли все. Эээх, обидно, ну ничего, в следующий раз я каааак скажу..
Этот механизм в гешталь-подходе называется ретрофлексия. Но ретрофлексия — это просто голова на тележке, а глазастой ее делает проекция. То, что заставляет нас изо всех сил смотреть на окружающих, искать в них подтверждение или порицание своих слов, часть себя видеть в других.
Все описанное мной освещает проблему различия характеров с одной из сторон, не претендуя на истинность и «новую религию», это можно подвергать критике и заниматься поисками истины. Я описала свои процессы. Кто-нибудь еще узнал себя?
Автор: психолог Дарья Грошева
Comments are closed.