fbpx
 
Жизнь

Королевская свадьба: 70 лет спустя

20 ноября исполняется 70 лет со дня свадьбы принцессы Елизаветы и принца Филиппа. Королевская свадьба запомнилась многим, главным образом, искренними чувствами принцессы и принца. По английской традиции такую годовщину называют платиновой, по русской — благодатной. Елизавета стала первым в истории монархом, который празднует этот редкий юбилей. Давайте вспомним, как развивались события в далеком 1947 году. […]



20 ноября исполняется 70 лет со дня свадьбы принцессы Елизаветы и принца Филиппа. Королевская свадьба запомнилась многим, главным образом, искренними чувствами принцессы и принца. По английской традиции такую годовщину называют платиновой, по русской — благодатной. Елизавета стала первым в истории монархом, который празднует этот редкий юбилей. Давайте вспомним, как развивались события в далеком 1947 году.

«Начало было так далеко, так робок первый интерес…»

Точно сказать, как именно принцесса Елизавета познакомилась с принцем Филиппом, не может никто, кроме самих главных персонажей, а они не спешат раскрывать эту тайну.

Принцессы Елизавета и Маргарет в домашнем театральном представленииПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Image captionПринцесса Елизавета в роли Аладдина, принцесса Маргарет в роли… принцессы. Домашнее театральное представление, на котором будущий герцог Эдинбургский вполне мог познакомиться с будущей женой и королевой

По официальной версии, они познакомились в 1934 году на свадьбе двоюродной сестры Филиппа, греческой принцессы Марии и герцога Кентского, который был дядей Елизаветы.

Однако люди, близко знавшие королевскую семью, полагают, что это могло случиться и раньше, например, на одном из домашних представлений, где будущая королева играла роль Аладдина, а ее сестра — роль принцессы.

Домашний театр был очень популярен у королевской семьи со времен королевы Виктории. Это можно понять, учитывая, что будущие монархи и их ближайшие родственники с младых ногтей учились, как появляться на публике и не стесняться.

Исторические декорации

Очередь за картошкой в одном из районов ЛондонаПравообладатель иллюстрацииKEYSTONE
Image captionВ 1947 году Британия представляла довольно унылое зрелище. Большинство товаров первой необходимости распределялось по карточкам. На фото — очередь за картошкой в одном из районов Лондона

В 1947 году Британия представляла довольно унылое зрелище. Да, война была выиграна, но такой огромной ценой, что государственный долг приближался к 250% ВВП.

Лейбористское правительство Клемента Атли старалось провести как можно больше реформ, которые были, конечно, хороши, но средств на них не было.

К тому же в стране по-прежнему была жесткая карточная система. Правительство пыталось централизовать экономику и распределять все блага как можно более честно, но вместо общего равенства почему-то получилось общее недовольство.

И вот в этой мрачной, серой, все еще не оправившейся от войны, не восстановившейся стране, было сообщено о королевской помолвке.

Народ с азартом кинулся готовиться к празднику, равного которому не было уже несколько десятилетий.

Настоящий принц и народная принцесса

После войны королевская семья была одним из самых уважаемых общественных институтов Соединенного Королевства и стран содружества.

Официальная фотография после помолвки Елизаветы и ФилипаПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Принцесса Елизавета и принц Филипп на следующий день после официального объявления о помолвке

Все помнили, что на вопрос, заданный королеве-матери, не собирается ли она эвакуировать дочерей, она ответила: «Они не поедут без меня, а я не поеду без короля». При этом всем было хорошо известно, что король Лондон не оставит.

Будущая королева, в ту пору принцесса Уэльская, Елизавета водила грузовик во вспомогательном территориальном корпусе и, кстати, прекрасно разбиралась в моторах.

Ну а принц… Это был настоящий принц: молодой, высокий, красивый, военный моряк, герой и самых что ни на есть голубых кровей. Половина школьниц страны была в него влюблена по уши.

Кольцо

Главная страница сайта фирмы George PragnellПравообладатель иллюстрацииGEORGE PRAGNELL
Главная гордость ювелирной фирмы George Pragnell: обручальное кольцо принцессы Елизаветы, сделанное по дизайну Филиппа Маунтбатена

Принц был самым настоящим, но была одна беда: у него совсем не было денег.

Правда, у него была мама, принцесса Алиса Баттенбергская, правнучка королевы Виктории. А у мамы была знаменитая бриллиантовая диадема.

Поскольку в 1947 году Алиса все время проводила в созданном ею самой монашеском ордене, одевалась соответственно, и драгоценности ее не интересовали, Филипп вытащил один камушек и отправился к ювелиру.

Выбор кольца был непростым делом, поскольку следовало угодить молодой девушке, которая рано или поздно должна была унаследовать одну из лучших коллекций ювелирных украшений в мире.

Обручальное кольцо королевыПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Image captionСвое обручальное кольцо Елизавета II никогда не снимает

Бриллиант был выбран не самый крупный, всего в три карата (по современным ценам такой камень может стоить какое-то шестизначное число фунтов), и Филипп принимал активное участие в разработке дизайна. Кольцо сделала известная лондонская ювелирная фирма Philip Antrobus Ltd.

До сих пор этот факт гордо отражен на главной странице ее вебсайта.

Ее величество никогда не расстается с кольцом, и ее персонал прекрасно знает, что как только королева начинает крутить его на пальце, значит, она очень и очень недовольна!

Платье

Свадебное платье Елизаветы IIПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Свадебное платье королевы на выставке ее туалетов в Букингемском дворце

В стране не было ни денег, ни предметов роскоши, а народ (и, надо думать, сама невеста) хотел праздника.

Правительство попыталось что-то сказать по поводу того, что, мол, денег на торжества нет, но быстро сообразило, что его сметут, не дожидаясь следующих выборов, и обиженно затихло.

Жемчужное шитье на свадебном платье Елизаветы
Image captionДеталь украшения лифа платья, расшитого жемчугом

Но невесте нужно платье, а с тканями в Британии была большая проблема. Их, кстати, тоже выдавали по карточкам.

А вот тут начался настоящий кордебалет. Многочисленные молодые и не очень женщины страны стали массово отправлять принцессе свои «купоны» на ткань, чтобы она могла сшить себе новый и красивый наряд. Королевская свадьба должна быть королевской!

Общее число пожертвований перевалило за тысячу. К сожалению, согласно закону, чужими карточками пользоваться было категорически нельзя, и Елизавета использовала свои собственные, тем более что парламент выделил ей 200 дополнительных купонов на свадебное платье.

Шелковичные черви, графство Кент, 1947г.Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Коконы шелковичных червей в графстве Кент, в 1947 году. К счастью, их проихождение прошло испытание на политическую подкованность: они оказались китайскими, а не японскими

Да, и еще произошел один небольшой эпизод, который доказывает, что политкорректность была изобретена задолго до нашего политкорректного времени.

Как-то так случилось, что по стране поползли слухи, что шелк на свадебное платье был выткан из коконов японских (то есть вражеских) шелковичных червей.

К счастью, скандал удалось быстро погаисть: оказалось, что черви были абсолютно дружественными, из Китая.

Дизайнером свадебного шедевра был придворный модельер Норман Хартнелл. Позднее он сказал, что туалет Елизаветы был «самым красивым платьем, которое я когда-либо создавал».

Витрина ателье Нормана ХартнеллаПравообладатель иллюстрацииKEYSTONE
Ателье Нормана Хартнелла. Как видите, все держалось в страшном секрете от вездесущих журналистов

Как всегда, фасон держался в огромном секрете. Окна ателье Хартнелла были замазаны белой краской, а по ночам в здании (вроде бы) оставался охранник с ружьем, в задачу которого входило отпугивать слишком любопытных репортеров.

Кстати, дизайн был настолько популярным, что его с небольшими вариациями повторили свадебные туалеты Грейс Келли и Кейт Миддлтон.

И самое главное: принцесса сама делала себе макияж.

Свадебный пирог

Свадебный пирог для Елизаветы и ФилипаПравообладатель иллюстрацииMCVITIE&PRICE
Фирма McVitie&Price до сих пор гордится тем, что создала свадебный пирог для Елизаветы и Филиппа. Фотография с сайта компании

Ни одна традиционная английская свадьба не может обойтись без столь же традиционного свадебного пирога.

На него требуется огромное количество сахара, масла, муки, сухофруктов, глазированных фруктов и спиртного, которым эти фрукты должны пропитываться.

А в Британии в 1947 году все эти ингредиенты были в большом дефиците.

Пирог для принцессы собирали всем миром. Причем в буквальном смысле.

Разгрузка фухофруктов из Австралии.Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Основная часть сухофруктов всегда поставлялась в Британию из Австралии. На фото: докеры разгружают ящики в лондонском порту

Британское содружество, как и колонии, были политической реальностью, и королевскую семью считали своими не только собственно британцы, но и канадцы, и австралийцы, и новозеландцы. Поэтому королевская свадьба была важнейшим событием для всех.

Канада прислала муку, Ямайка — ром, Новая Зеландия — масло. Но особенно постаралась Австралия. Девочки из скаутских отрядов собрали пожертвования и отправили в Лондон несколько увесистых посылок с глазированными фруктами, сухофруктами, сахаром и прочими жизненно необходимыми для пирога продуктами.

Свадебный пирог Уильяма и КейтПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Этот чуть более скромный пирог был сделан для свадьбы Уильяма и Кейт. Для кондитеров такой заказ — высшее признание мастерства

Многоэтажный пирог достигал девяти футов в высоту (2,74 метра). Это было настоящее произведение искусства: стенки пирога были украшены сделанными из сахара гербами жениха и невесты, аллегорическими фигурками и даже кружевными «ставнями». Сейчас к 70-летней годовщине кондитеры собираются воспроизвести кулинарный шедевр.

Во время пробного выпекания обнаружилось, что такие огромные пласты в духовке не пропекаются, поэтому каждый корж пекся по частям и потом «склеивался» вместе.

Диадема, букет, жемчуг, или Не верьте приметам

Свадебный букет королевы
Точная копия свадебного букета королевы, сделанная для юбилейной выставки

Профессиональные организаторы свадеб знают, что проблемы и небольшие инциденты неизбежны.

Королевская свадьба принцессы Елизаветы и принца Филиппа не стала исключением.

Сначала как-то отломился кусочек свадебной диадемы, и ее пришлось срочно отправлять на починку к ювелиру.

Потом кто-то куда-то убрал жемчужное ожерелье, которое долго искали по всему дворцу.

И, наконец, тайна свадебного букета.

Свадебная фотография принцессы Елизаветы и принца Филипа

На традиционной фотографии с друзьями и родственниками видно, что у всех подружек невесты в руках букеты, а сама новобрачная стоит без цветов, хотя они точно были у нее в руках на входе и выходе из Вестминстерского аббатства.

Куда пропал букет, никто не знает, но, по наиболее вероятной версии, кто-то из слуг его в суете куда-то положил, а потом напрочь забыл, куда. А мест во дворце много. В результате на свадебной фотографии принцесса стоит уже без цветов. И королевская свадьба обрела еще оду изюминку.

Известный мастер цветочного дизайна Мартин Лонгман сделал букет рано утром и лично доставил его в Букингемский дворец.

Елизавета и Филип с цветамиПравообладатель иллюстрацииPA
А вот это уже постановка. Молодые уже неделю как женаты. Попросить их нарядиться в свадебные наряды было просто, а вот собрать обратно всех именитых гостей — уже нет

Через неделю Лонгмана попросили сделать еще один точно такой же букет, чтобы молодожены могли наконец сфотографироваться как положено.

Проблема заключалась в том, что если молодых можно было еще раз нарядить в свадебные туалеты, то собрать многочисленных именитых гостей было уже невозможно. Поэтому на свадебных фотографиях есть либо Елизавета и Филипп с букетом, либо Елизавета и Филипп с родственниками, но не то и другое вместе.

Кстати, после этого флористы стали «дуть на воду», и при любых важных свадьбах традиционно делают два идентичных букета. На всякий случай.

И еще раз диадема, или Русский след

Диадема
Знаменитая диадема «Кокошник» считается одним из самых необычных украшений королевы

В день свадьбы голову принцессы Елизаветы украшала диадема под названием «Кокошник». Она по сей день остается одной из самых примечательных драгоценностей Ее Величества.

Это необычное украшение состоит из 488 бриллиантов, оправленных в лучи белого и желтого золота.

Бриллиантовая лиалема королевы МэриПравообладатель иллюстрации SHAUN CURRY
А это еще одна диадема, которую бабушка (королева Мэри) подарила внучке (принцессе Елизавете) на свадьбу

Принцесса Уэльская Александра получила ее в подарок на 25-ю годовщину свадьбы от своей сестры, русской императрицы и жены Александра III Марии Федоровны в 1888 году.

Тогда ее стоимость оценивалась в 4400 фунтов стерлингов. На сегодняшний день эта сумма является эквивалентом 400 тыс. фунтов, и это, разумеется, без учета ее исторической важности.

Королевские женщиныПравообладатель иллюстрацииCENTRAL PRESS
Четыре поколения королевских дам. Слева направо: королева Мэри, принцесса Елизавета с новорожденной принцессой Анной на руках, и королева Елизавета, мать принцессы и невестка королевы Мэри

От королевы Александры диадема перешла в руки ее невестки, королевы Мэри, в 1925 году. В год свадьбы Елизаветы королева Мэри изображена в ней на официальном портрете, написанном в честь ее 80-летия.

Тиара стала в определенной степени королевской традицией. Елизавета II, унаследовавшая эту фамильную драгоценность в 1947 году, надела ее на празднование своего золотого юбилея в 2002-м.

И, конечно, подарки!

Молодожены получили более 2500 подарков. Впервые королевская семья отказалась от неписаного правила, что подарки могут дарить только друзья и родственники, и дары посыпались, как из рога изобилия. Королевская свадьба была просто ими завалена!

Подарочный стол.Правообладатель иллюстрацииCENTRAL PRESS
Стол от правительства Новой Зеландии, полученный в подарок на свадьбу Елизаветой и Филиппом

Некоторые из них были несколько сомнительного характера. Например, из Индии прислали кружевной шарф, связанный крючком из нитки, лично спряденной Махатмой Ганди. В самом центре были тщательно вывязаны слова: «Свобода для Индии». Надо думать, это понравилось далеко не всем.

Также из-за границы прибыли: золотое ожерелье с нефритом, которое отправил египетский король Фарук, письменный стол от правительства Новой Зеландии, столовый набор из китайского фарфора с иероглифами, которые означали «двойную радость» от президента Чан Кай Ши и парочка антикварных чашек для шоколада от папы Пия XII.

Диадема, полученная в подарок от королевы МэриПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Диадема, подарок от бабушки

Разумеется, королевские родственники надарили невесте кучу ювелирных украшений, но молодожены получили от родственников невесты и несколько полезных подарков. Королева подарила набор солонок, королева-мать — книжную полку, а сестра новобрачной принцесса Маргарет — специальную корзинку для пикника.

Ликующие подданные прислали вязаные кофты и свитера, две пары теплых носков и даже одну самодельную бабу на чайник.

Подарки были выставлены на обозрение широкой публике в Сент-Джеймсском дворце. Выставку посетили более 200 тысяч человек.

Клятва верности

Во время свадебной церемонии Елизавета настояла на том, чтобы произнести традиционную формулу при вступлении в брак, обещав «повиноваться» своему мужу.

Королевская семьяПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES
Королева Елизавета II и герцог Эдинбургский с детьми. Во время венчания Елизавета обещала повиноваться мужу

Это вызвало немалое удивление, потому что все знали, что, когда принцесса станет королевой, с «повиновением» будут большие проблемы.

Герцог Эдинбургский так и остается мужем монарха и не был ни коронован, ни помазан на церемонии коронации. Он был первым аристократом, публично принесшим клятву верности своей жене: «Я, Филипп, герцог Эдинбургский, являюсь вашим верным вассалом и душой и телом, и деяниями и помыслами. И истинно и верно клянусь, что готов жить и умереть во имя вас. И да поможет мне бог».

Елизавета и Филип после коронацииПравообладатель иллюстрацииSTF
А вот на коронации все было прямо наоборот. Елизавета и Филипп после коронации на балконе Букингемского дворца

Говорят, что эта клятва далась Филиппу непросто, учитывая, что с женским равноправием в 1952 году были определенные сложности.

Королевская свадьба Елизаветы и Филиппа стала первым королевским событием, которое транслировалось по телевидению и радио. Трансляцию свадьбы из Вестминстерского аббатства слушали 20 миллионов человек по всему миру.

 

Источник



Published: 20/11/17

Читайте также

Comments are closed.